Уважаемые коллеги!

28 марта 2024 г. прошло совместное заседание Комиссии РСПП по химической промышленности и Совета Российского Союза Химиков, в комбинированном формате. Тема заседания:

Низкоуглеродное развитие химических предприятий в условиях адаптации к изменению климата

Были заслушаны выступления:

Иванов Виктор Петрович, президент РСХ
Фролов Роман Николаевич, член Совета директоров ВСК
Ларионова Татьяна Владимировна, руководитель аппарата Комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию
Синяков Евгений Викторович, вице-президент РСХ

Шкаберина Анастасия Андреевна, начальник Отдела анализа регулирования отраслевых рынков Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития России

Родионова Анна Геннадьевна, зам. начальника отдела развития отрасли полимерных и эластомерных материалов департамента химической промышленности Минпромторга России

Кудряшов Сергей Владимирович, руководитель направления устойчивого развития ПАО ФосАгро
Ремчуков Максим Константинович, директор по устойчивому развитию СИБУР
Камаева Арина Артёмовна, руководитель Управления страхования ответственности ВСК

Тонков Дмитрий Игоревич, начальник отдела международного регулирования и поддержки внешнеэкономической деятельности ООО «Балтийский Химический

Комплекс»

Ершова Татьяна Владимировна, начальник отдела по работе с федеральными органами власти ООО «Балтийский Химический Комплекс»
Савинов Вячеслав Сергеевич, исполнительный директор РСХ

Благодарим участников за активную работу в ходе заседания! Представляем обобщенные результаты Опроса по готовности к низкоуглеродному развитию:

Готовность химических предприятий к низкоуглеродному развитию (подробно)

Ключевые выводы

#1

Крупнейшие предприятия не только показывают большую открытость и информированность, но и могут продемонстрировать больше примеров успешной практики в сфере низкоуглеродного развития.

#2

Хотя на данный момент существуют утверждённые критерии, относящие предприятия к регулируемым и обязанным сдавать отчётность, есть вероятность, что не все средние предприятия с этим знакомы.

#3

Самым сложной областью расчётов косвенных выбросов парниковых газов остается Охват 3 (Scope 3 по международной классификации). Крупным химическим производственным предприятиям полезно самим проводить внутреннее обучение по лучшим практикам низкоуглеродного развития по всем своим цепочкам поставок.

#4

Управление низкоуглеродным развитием на химических промышленных предприятиях, в силу ещё недолгого периода действия, носит переходный характер с сосредоточением на операционном уровне.

#5

Реализация механизмов низкоуглеродного развития лежит в основном в технологической сфере. Лесо-климатические проекты ещё ждут своего полноценного развития.

#6

Имеющиеся в распоряжении химических предприятий механизмы низкоуглеродного развития применяются выборочно, исходя из уровня технологического развития компании и наличия компетенций климатического спектра.

#7

Поощрительные финансовые инструменты низкоуглеродного развития в настоящее время представлены не достаточно.

Уважаемые коллеги, как вы знаете, Российский Союз Химиков уделяет должное внимание теме низкоуглеродного развития промышленных предприятий. Те, кто с нами уже давно, помнят наш большой форум в Сибуре в 2019 году по устойчивому развитию, поднявшим вопросы возможных путей энергоперехода, наши совещания и вебинары по углеродному следу, ежегодные конференции на выставке Химия в формате Химического Триатлона. Каждый раз мы собираем химическое сообщество, чтобы подсветить наиболее продвинутые проекты, «сверить часы» по наиболее чувствительным темам, а также послушать наших регуляторов, чтобы более чётко увидеть перспективы дальнейшего роста химической промышленности.

 

Переходя непосредственно к нашей сегодняшней теме «Низкоуглеродное развитие химических предприятий в условиях адаптации к изменению климата», надо сказать, что мы его проводим в преддверии утверждения Операционного плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Поэтому, основной фокус внимания сегодня будет на текущей низкоуглеродной и климатической деятельности химических производств и на осмыслении складывающейся практики в этой сфере: что помогает, что замедляет, что вызывает вопросы у предприятий.

Чтобы быть более близкими к конкретике на наших заседаниях, мы обычно проводим предварительный опрос, результатами и их осмыслением будет полезно сегодня поделиться. 

2024-Синяков Е.В.-НУР-2

Начнем с состава участников. Как мы видим на слайде #2 — 56% от числа участников составляют крупнейшие химические предприятия с выбросами парниковых газов более 150 тыс. тонн СО2 эквивалента в год, уже сдающие обязательную отчётность и только 11% представлены предприятиями, только планирующими начать сдавать свою отчётность ввиду значительно меньших объёмов выбросов (от 50 тысяч тонн в год). 

В целом можно сказать, что крупнейшие предприятия не только демонстрируют большую открытость и информированность, но и могут продемонстрировать больше примеров успешной практики в сфере низкоуглеродного развития.

Примерные объёмы производства, создающие по каждой позиции примерно 50 тысяч тонн СО2 эквивалента, приведены на слайде #3. Отталкиваясь от этих цифр, можно примерно оценить, нужно ли вашему предприятию сдавать обязательную отчётность в 2025 году.

Возможно, что в 2024 году данные критерии будут ещё скорректированы, чтобы калькуляционным способом по объёмам производства точнее определить предприятия, выбрасывающие более 50 тыс. тонн. При этом предприятия с выбросами парниковых газов ниже 50 тыс. тонн могут подавать свою отчётность в добровольном порядке.

2024-Синяков Е.В.-НУР-3
Были вопросы от наших участников относительно того, не планируется ли обязательная отчётность для предприятий с выбросами парниковых газов даже менее, чем 50 тыс. тонн в год. На текущий момент Минэкономразвития таких индикаторов не демонстрирует, но мы взяли этот вопрос на контроль.

Расчёт прямых и косвенных выбросов парниковых газов в соответствии с международным подходом к Охватам 1, 2 и 3 проводится, согласно слайду #4, у большинства участников. Похоже, что за несколько последних лет низкоуглеродного регулирования в России сама идеология охватов получила распространение и данные расчёты стали привычной формой единообразного представления предприятиями своей деятельности.

 

Несмотря на это, из представленного следует выделить, что расчёты по Охвату 3, в большинстве своего объёма относящимся к цепочкам поставок, на данный момент составляют основную сложность для предприятий.

2024-Синяков Е.В.-НУР-4

Мы об этом говорим давно и хочется обратиться к нашим химическим производственным предприятиям ещё раз — только от вас, как от заказчиков в цепочках поставок, зависит, насколько ваши поставщики и партнеры из числа средних и малых предприятий, а также из числа транспортных и логистических подрядчиков продемонстрируют свою более активную включённость в низкоуглеродное развитие.

Понятно, что указанных действующих лиц в цепочках поставок необходимо не только обязывать, но и самим обучать. Формально вы этого делать не должны, но практика работы говорит о том, что серьёзные изменения в традиционных цепочках поставок могут начаться только под влиянием ясного на это запроса со стороны крупного производственного заказчика.

Распределение ответов по целевым ориентирам низкоуглеродного развития показывает все ещё переходный характер данной деятельности предприятий, как это представлено на слайде #5.

Уже хорошо развит операционный уровень низкоуглеродного развития в условиях адаптации к изменению климата у большинства предприятий. Об этом говорят ответы по имеющимся расчётам углеродного следа производимой продукции у 72% участников, а также по идентификации физических и переходных климатических рисков у 56% участников.

2024-Синяков Е.В.-НУР-5

Стратегический же уровень управления успел оформиться пока только у лидеров химического производства, которые демонстрируют наличие и стратегии климатического перехода, и конкретную количественную цель по сокращению выбросов парниковых газов.

Имеющиеся в распоряжении химических предприятий механизмы низкоуглеродного развития, согласно слайду #6, применяются выборочно, исходя из уровня технологического развития компании и наличия компетенций климатического спектра.

2024-Синяков Е.В.-НУР-6

Важную роль в выборе пула практических инструментов достижения сокращения углеродного следа должна играть климатическая стратегия предприятия, но как было уже отмечено, для многих химических производств она остаётся незадействованным способом сфокусировать и усилить свою деятельность по обсуждаемому направлению.

Наиболее распространёнными механизмами реализации низкоуглеродного развития на предприятиях являются различного рода технологические решения.

 

Лесо-климатические проекты по увеличению поглощения парниковых газов также разрабатываются, но пока не в полную силу. Косвенно это связано с тем, что долго ожидаемые изменения Лесного кодекса РФ в части климатических проектов по состоянию на 28 марта 2024 года не приняты. Проект изменений на данный момент находится в Государственной Думе ФС РФ.

Как сообщало по многим источникам Минэкономразвития, кроме ежегодной отчётности о выбросах парниковых газов, к обязательным инструментам регулирования низкоуглеродного развития по результатам Сахалинского эксперимента в 2028 году могут быть введены квотирование выбросов для предприятий и т.н. «цена на углерод», призванные усилить финансовое давление на те предприятия, которые продолжают эмиссию парниковых газов в большом количестве и не торопятся её снижать.

Химические предприятия наряду с обязательными государственными инструментами справедливо ожидают ввода в действие также и поощрительных инструментов, как, например, на слайде #7. Мы слышим много, например, о потенциальной привлекательности зелёного финансирования, однако нельзя сказать, что этот инструмент широко задействован в отрасли, его использование отметило только 11% участников.

2024-Синяков Е.В.-НУР-7

Таким поощрительным финансовым инструментом также могла бы стать торговля углеродными единицами, но по ряду причин, её развитие имеет невысокую динамику.

 

Можно сравнить цифры — первую углеродную отчётность в 2024 году сдало более 1 тысячи российских предприятий из всех отраслей, а в Реестре углеродных единиц на настоящий момент зарегистрирован только 21 проект. С учётом того, что компании, попавшие под низкоуглеродное регулирование и начавшие сдавать отчётность, являются крупнейшими бизнесами, можно утверждать, что у большинства из них в силу наличия многолетнего опыта зарубежных продаж, есть отличное понимание основных векторов промышленного развития и поэтому также есть много своих внутренних инициатив в сфере низкоуглеродного развития.

 

Т.е. при создании благоприятных условий для торговли углеродными единицами, зарегистрированных проектов в Реестре должно быть, как минимум несколько сотен, а то и тысяч.

 

Сдерживающими факторами для развития рынка углеродных единиц являются: существующая относительная дороговизна обязательных процедур валидации и верификации для попадания в Реестр углеродных единиц, крайне малая текущая мотивация российских предприятий осуществлять покупки углеродных единиц, т.е. предложение существенно превалирует над спросом, отсутствие механизмов выведения российских углеродных единиц для продаж зарубежным покупателям, в первую очередь из стран БРИКС+.

 

Объективным сдерживающим фактором развития технологических проектов по сокращению углеродного следа стала и невозможность российских предприятий использовать передовые технологии, попавшие под санкции.

Отечественные и китайские близкие, но не полные аналоги, к сожалению, пока не обладают необходимой эффективностью решения. Возможно, что в поиске поставщиков необходимых технологий могли бы помочь федеральные ведомства, но такой запрос должен быть очень конкретным и детальным, что можно было бы обсудить отдельно на специальном совещании. Просим сообщить, если такая потребность присутствует, мы готовы организовать обсуждение.
И в заключение — хотим напомнить, что актуальные документы по низкоуглеродному развитию, а также лучшие практики собираются нами на специализированном ресурсе decarbon.ru.